~Pirat's life

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~Pirat's life » Раздел кораблей » Линкор.


Линкор.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Если проследить эволюцию линейного корабля в первой половине XX века, то нельзя не отметить такой факт: наряду с постоянным увеличением размеров, мощности турбин, толщины брони и калибра орудий линкор все больше и больше превращался из средства ведения войны в орудие политики. Иметь линкоры считалось престижным, многие страны стремились к этому — примерно так, как сейчас некоторые стремятся получить ядерное оружие. Однако реализовать свои планы удалось немногим. Если дредноутами располагали флоты 13 государств, то в 30- 40-е годы новые линкоры построили всего шесть стран: Англия, США, Германия, Япония, Франция и Италия. Желание попасть в “линкорный клуб” высказывали Испания, Голландия и даже Польша, однако эти мечты остались на бумаге. Реально создать свои линкоры могла еще лишь одна страна — Советский Союз. Строительство спроектированных в СССР “сталинских республик” шло вовсю, но тут началась война. Увы, вступить в строй им так и не довелось...

К разработке проекта нового линейного корабля советские конструкторы приступили в начале 30-х годов. Дело продвигалось туго: приоритеты в то время отдавались подводным лодкам и катерам. Только после резкой смены морской доктрины и принятия программы создания “Большого океанского флота” работа ускорилась. В августе 1936 года после анализа различных вариантов было утверждено техзадание на проектирование линкоров типа “А” (проект 23) и “Б” (проект 25). От последнего вскоре отказались в пользу тяжелого крейсера проекта 69, зато тип “А” постепенно вылился в бронированного левиафана, оставлявшего далеко позади всех своих зарубежных собратьев. Сталин, питавший слабость к кораблям-гигантам, повелел создать самые большие и самые мощные в мире линкоры. Разумеется, конструкторы не могли ослушаться.

Прежде всего решили не ограничивать водоизмещение. СССР не был связан никакими международными соглашениями, и поэтому уже в техническом проекте стандартное водоизмещение было 58 500 т. Вес брони при этом, даже без учета вращающихся частей башен, достигал 24 тыс. т (41% от водоизмещения). Броневой пояс толщиной 375 мм (в районе носовых башен — 420 мм) крепился снаружи с наклоном в 5°. Особое внимание уделялось горизонтальной защите. Броневых палуб было три: 25-мм верхняя, 155-мм главная и 50-мм противоосколочная. Противоторпедная защита на протяжении от 64-го до 153-го шпангоутов выполнялась по системе Пульезе (ее ширина на миделе до последней 12-мм продольной переборки равнялась 8,15м), в оконечностях применялась защита американского типа.

Артиллерийское вооружение линкора проекта 23 включало в себя девять 406-мм орудий Б-37 с длиной ствола в 50 калибров, разработанных заводом “Баррикады”. Советская пушка могла стрелять 1105-кг снарядами на дальность 45,6 км. По своим характеристикам она превосходила все зарубежные орудия этого класса, за исключением разве что 18-дюймовых “Ямато”. Впрочем, последние, имея снаряды большего веса, уступали Б-37 по дальности стрельбы и скорострельности.

Главная энергетическая установка— три турбозубчатых агрегата мощностью по 67 тыс. л.с. были закуплены у швейцарской фирмы “Броун Бовери”. Предполагалось, что они обеспечат кораблю скорость 28 узлов и дальность плавания 14-узловым ходом свыше 5500 миль. Экипаж должен был состоять из 1664 человек.

Первоначально планировалось построить 15 линкоров проекта 23: 6 — для Тихоокеанского флота, 4 — для Балтийского, 3 — для Черноморского и 2 — для Северного. Реализовать столь фантастическую программу отечественная промышленность не могла. В итоге решили ограничиться четырьмя кораблями, да и то строительство одного из них почти сразу же прекратили.

Головной линкор — “Советский Союз” — был заложен на ленинградском Балтийском заводе 15 июля 1938 года. За ним последовали “Советская Украина” (г.Николаев), “Советская Белоруссия” и “Советская Россия” (г.Молотовск, ныне Северодвинск). Несмотря на мобилизацию всех сил, строительство отставало от графика. К 22 июня 1941 года наибольшую степень готовности имели первые два корабля — 20% и 18% соответственно. В октябре 1940 года успешно завершились испытания опытного 406-мм орудия. До начала войны завод “Баррикады” успел изготовить 12 стволов морских суперпушек.

Нападение гитлеровской Германии перечеркнуло планы создания “Большого флота”. Постановлением правительства СССР от 10 июля 1941 года строительство линкоров прекратили. Позже броневые плиты “Советского Союза” использовали при сооружении дотов под Ленинградом, там же вело огонь по врагу и опытное орудие Б-37. “Советскую Украину” захватили немцы, однако применения гигантскому корпусу они не нашли.

После войны обсуждался вопрос о достройке линкоров по одному из усовершенствованных проектов, но в конце концов их разобрали на металл, причем головной “Советский Союз” в 1949 году даже спустили на воду, правда, лишь для того, чтобы освободить стапель. Полученные из Швейцарии турбины поначалу хотели установить на крейсерах проекта 68-бис, затем от этого отказались — требовалось слишком много переделок.

Опыт второй мировой войны вынудил морских стратегов радикально пересмотреть взгляды на использование линкоров. Еще в 30-е годы стало ясно, что в грядущих баталиях в связи с увеличившейся дальностью артиллерийской дуэли снаряды будут падать на корабль под большим углом, почти вертикально, и главной в системе защиты становится броневая палуба, а не бортовой пояс. Появление нового поколения палубных самолетов еще больше усугубило положение. Теперь чтобы обеспечить надежную защиту, требовалось довести толщину горизонтальной брони до толщины вертикальной или даже сделать ее еще больше. Несмотря на очевидную бессмысленность такой затеи, конструкторы ряда стран попытались спроектировать “неуязвимый” линкор нового поколения. И дальше всех в этом направлении продвинулись немцы.

Хотя строительство линкоров типа “Н” было приостановлено уже в сентябре 1939 года, конструкторы третьего рейха продолжали разработку их усовершенствованных вариантов. В 1941 году появился проект “Н-41”, предусматривавший увеличение водоизмещения до 74 800 т, главного калибра орудий — до 420 мм и суммарной толщины броневых палуб — до 200 мм. Но Гитлеру этого показалось мало. По его указанию были разработаны проекты “Н-42”, “Н-43” и “Н-44”. Последний, созданный незадолго-до капитуляции Германии, довел концепцию линейного корабля до полного абсурда. Стальной монстр полным водоизмещением свыше 140 тыс. т должен был иметь восемь 20-дюймовых орудий и три броневые палубы суммарной толщиной 330 мм... Стало очевидным, что сама идея броневой защиты зашла в тупик. В морской иерархии линкоры уступили первенство авианосцам.

После второй мировой войны единственной страной, продолжавшей проектировать тяжелые артиллерийские корабли, остался Советский Союз. Здесь была разработана документация на тяжелые (фактически линейные) крейсера типа “Сталинград” (проект 82). В 1951 году два таких корабля заложили в Николаеве и Молотовске, но сразу после смерти Сталина их строительство прекратили. На этом эволюция классических артиллерийских кораблей завершилась. К концу 50-х годов практически все оставшиеся линкоры были сданы на слом или поставлены на консервацию.

Но вот парадокс: факторы, заставившие в 40-е годы отказаться от корабельной брони, перестали существовать уже через 15 лет. К 1960 году внедрение на флоте радаров и зенитных ракет привело к.тому, что массированные воздушные атаки на корабли стали невозможными. Наоборот, наиболее эффективной оказалась тактика сближения самолета с целью на предельно малых высотах. Кроме того, появились самонаводящиеся противокорабельные ракеты, очень близкие по характеру наносимых ими повреждений к снарядам крупнокалиберной артиллерии. Возрождение брони напрашивалось само собой, но... До сих пор современные корабли практически лишены какой-либо серьезной защиты. Более того, в 60-е и 70-е годы возникло увлечение легкими, но непрочными и пожароопасными алюминиевыми сплавами. В конструкции даже самых крупных кораблей, таких, как, например, советские атомные крейсера типа “Киров” (не без основания именуемые на Западе линейными крейсерами), при водоизмещении в 25 тыс. т не нашлось места броне (примененная на них так называемая “конструктивная подводная защита” не в счет). Баланс между наступательной мощью и защитой боевых средств флота оказался окончательно нарушенным,

Неудовлетворительную живучесть современных кораблей со всей наглядностью показал боевой опыт последних десятилетий. Классический пример — гибель 4 мая 1982 года английского эсминца “Шеффилд”, пораженного аргентинской ракетой у Фолклендских островов. Флоты ведущих морских держав, ориентировавшиеся на участие в глобальной войне, оказались малопригодными для действий в локальных конфликтах. Первыми это поняли американцы. Их дальнейшие действия ввергли военно-морских экспертов в смятение.

В 1981 году конгресс США выделил средства на капитальную модернизацию четырех линкоров типа “Айова”, находившихся на консервации и попутно выполнявших роль плавучих музеев. Несмотря на 40-летний возраст кораблей, реальная длительность их эксплуатации составляла от 11 до 13 лет и их техническое состояние было вполне приличным.

Первым перестроили “Нью-Джерси”. С линкора сняли четыре 127-мм спаренные артустановки, все “бофорсы”, грот-мачту, установили 8 контейнеров с крылатыми ракетами “Томагавк”, 16 проти-вокорабельных ракет “Гарпун”, 4 артиллерийских зенитных комплекса “Вулкан-Фаланкс”, новые радары, разместили три вертолета. То же самое проделали с “Айовой”, “Миссури” и “Висконсином”.

Модернизированные линкоры оказались идеальными кораблями для ведения локальных войн. Они имели надежную защиту, их артиллерия при выполнении ряда боевых задач была значительно эффективнее дорогостоящих ракет. В 1991 году в Персидском заливе эти корабли одновременно играли роль ударных и штабных, поддерживали десанты, осуществляли политические миссии. И хотя к настоящему времени все они вновь выведены в резерв, вопрос о будущем линкора нельзя считать решенным. Не исключено, что вскоре мы станем свидетелями появления его прямых наследников — универсальных боевых кораблей нового класса, защищенных броней, вооруженных крупнокалиберной артиллерией и сочетающих в себе черты линкора, крейсера, десантного корабля и вертолетоносца.

(Статья С.Балакина из журнала "Моделист-Конструктор")

0

2

Линкоры
В начале 20 века Великобритания несмотря на ее тяжелые экономические последствия, не собиралась никому уступать своего военно-морского превосходства. При любым обстоятельствах Королевский флот должен был оставаться самыми мощным флотом мира. Британия провозгласила «двухдержавный стандарт», согласно которому для сохранения владычества на море следовало иметь флот, превосходящий по количеству кораблей объединенные флоты двух Других крупнейших морских держав. В 1906 году был спущен на воду Дредноут — корабль, давший имя новому классу боевых кораблей и вобравший все технические достижения своего времени, от новейших паровых турбин до электрического привода орудийных башен С появлением Дредноут все эскадренные броненосцы в мире (включая и британские) мгновенно устарели.

Как и многие другие рекордсмены, Дредноут недолго носил почетный титул самого мощного в мире корабля. В 1908 году Королевский флот приступил к строительству «сверхдредноутов» линкоров типа Айрон Дьюк, которые были тяжелее на 8000 тонн.

Казалось, в дальнейшем кораблестроители так и будут увеличивать вес линкоров и калибр их орудий. Но уже перед Первой Мировой войной возникли сомнения относительно будущего линкоров. Многие — в том числе и старшие офицеры британского флота — задавались вопросом, насколько эффективны окажутся в морском бою эти огромные плавающие батареи.

В ходе второй мировой войны линкоры не оправдали возлагавшихся на них надежд. За долгие военные годы не произошло ни одного генерального сражения линейных кораблей с целью утвердить господство на море, да и обычные артиллерийские дуэли между ними стали весьма редким явлением. К тому же линкоры оказались особенно уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Неудивительно, что все страны отказались от строительства кораблей этого класса, а оставшиеся линкоры пошли на слом или, в лучшем случае, пополнили состав резервного флота.

И вдруг случилось неожиданное. В 1982—1984 гг. в США, после 13-летнего забвения, прошли рас консервацию и модернизацию линкоры типа Айова.

Оснащение линкоров ракетами привело к появлению совершенно нового класса военных судов линейных кораблей УРО (управляемого ракетного оружия). Причем, по сравнению с авианосцами - кораблями военного флота, ранее считавшимися наиболее эффективными, линкоры УРО получили ряд несомненных преимуществ. Главными из них стали мощное бронирование и высокая живучесть корабля, а также большая ударная мощь, ведь всего за час стрельбы девять орудий главного калибра линкора могут выпустить более тысячи снарядов весом 1225 кг каждый. Но главная сила линкора — не снаряды, а крылатые ракеты.

В соответствии с планами Пентагона, линкор должен был стать ядром корабельного соединения нового типа, названного «надводной ударной группой», в которое также входили бы корабли охранения, обеспечивающие противовоздушную и противолодочную оборону. Находясь в составе такого соединения либо авианосной группы, линкор мог бы решать весь комплекс задач борьбы на море:

завоевание господства в отдельных районах морских театров военных действий;

обеспечение морских десантных операций;

защита коммуникаций;

демонстрация силы в районах возможных кризисов и обеспечение там военного присутствия.
Как отмечалось западными экспертами, в последнем случае боевые качества линкора могут быть просто неоценимы, превосходя даже тяжелые авианосцы. К преимуществам линкоров в первую очередь относят надежное бронирование (до 430 мм) и высокую боевую устойчивость, позволяющую линкору подходить к побережью на расстояние прямой видимости даже при противодействии со стороны средств береговой охраны. Кроме того, мощное вооружение и большие размеры такого корабля будут оказывать на противника чисто психологическое давление. Авианосец же, имеющий значительные запасы авиационного топлива и легкое бронирование, вынужденный для обеспечения полетов палубной авиации постоянно маневрировать, обычно не подходит к берегу ближе 200 миль. Таким образом, по мнению американских специалистов, линейные корабли целесообразно использовать в узостях и проливах, куда они благодаря большой скорости хода могут быть быстро переброшены из районов боевого патрулирования, чтобы воспрепятствовать оперативному развертыванию надводных сил флота противника в открытом океане.

В американской печати сообщалось также, что линейные корабли УРО способны во взаимодействии с авианосцами прикрывать на переходах крупные десантные соединения или конвои, направляющиеся в кризисный район, обеспечивать высадку на побережье морской пехоты и сил быстрого развертывания.

Все шло для линкоров как нельзя лучше до конца 80-х годов, однако затем начались проблемы. Окончание же холодной войны и необходимость значительного сокращения военно-морских сил заставила американское правительство еще раз серьезно рассмотреть вопрос фактической ценности линкоров в современном мире и взвесить все «за» и «против».

Аргументы в защиту линкоров были рассмотрены выше, теперь же ознакомимся с тем, что, по мнению Конгресса США было их главными недостатками, предрешившими в конечном счете их судьбу.

Во-первых, линкоры слишком дороги в использовании. Их реактивация в 1980-х годах стоила от 300 до 500 миллионов долларов за каждый корабль, что было бы достаточно для покупки двух или трех новейших фрегатов. Каждый линкор имел команду в 1600 чел., что равнозначно четырем крейсерам УРО, оборудованным новейшей системой «Иджис», либо почти восьми противолодочным фрегатам. Эксплуатация каждого линкора обходилась примерно в 65 миллионов долларов в год.

Во-вторых, возможности этих кораблей ограничены. Линкоры не имеют никакой противолодочной и слабую противовоздушную защиту и поэтому нуждаются в постоянном эскорте кораблей охранения. Девять 406-мм орудий и 32 ракеты Томагавк, составляющие главную ударную мощь линкоров, могут быть использованы в поддержке огнем десантных кораблей, но радиус их действия меньше, чем вертолетов и авиации. Вместе с тем даже страны третьего мира сейчас располагают современным оружием, создавая потенциально большой риск для кораблей типа Айова в случае участия их в региональном конфликте. (Даже несколько попаданий кумулятивных снарядов или торпед способны отправить линкор на дно.)

И, наконец, линкоров просто слишком мало, чтобы на них можно было сделать ставку. Вероятность того, что один из четырех разбросанных по всему миру линкоров (или даже трех, так как один обычно находился на перестройке) окажется близко к зоне быстро возникшего конфликта, оказалась слишком мала. Это, в принципе, компенсировалось бы частично большой скоростью этих боевых судов, если бы не необходимость в постоянном сопровождении кораблей защиты от подводных и воздушных атак.

Этих аргументов оказалось достаточно, чтобы повторно законсервировать все линкоры Айова. Хотя сейчас в активном составе военно-морского флота США или любой другой страны мира не осталось ни одного линкора, есть вероятность, что в будущем нам еще предстоит узнать о новых подвигах боевых кораблей этого класса, олицетворяющих собой целую эру кораблестроения!

0


Вы здесь » ~Pirat's life » Раздел кораблей » Линкор.